english

Стратегия

За последние 10 лет, благодаря органическому росту, а также приобретениям акций и долей участия в уставном капитале других компаний, «Мостотрест» прошел путь развития от специализированной подрядной организации до крупнейшего диверсифицированного игрока отрасли инфраструктурного строительства в России. В настоящее время компания имеет опыт и необходимую экспертизу для участия в проектах по строительству любых объектов транспортной инфраструктуры – как собственными силами, так и с привлечением квалифицированных субподрядчиков.

Компания планирует свое дальнейшее развитие и совершенствование бизнеса в соответствии с потребностями российского рынка инфраструктурного строительства. В начале 2014 г. Совет директоров ОАО «Мостотрест» рассмотрел стратегию развития Компании до 2018 г. и определил основные ее направления:

  • рост бизнеса и доли рынка;
  • развитие и укрепление позиций в основных и смежных сегментах бизнеса;
  • новые приобретения.

Рост бизнеса и доли рынка. Основные расходы  сегмента строительства транспортной инфраструктуры в 2017-2018 гг. будут направлены на модернизацию федеральных трасс, строительство платных автодорог М-11 «Москва – Санкт-Петербург» и ЦКАД, модернизацию транспортной инфраструктуры в Москве и в регионах проведения Чемпионата мира по футболу.

Компания планирует адекватно реагировать на рост сегмента рынка строительства транспортной инфраструктуры и отвечать высоким стандартам, предъявляемым основными государственными заказчиками, уделяя внимание повышению эффективности производственных и управленческих процессов, росту производительности труда, рациональному использованию материальных и интеллектуальных ресурсов.

На сегодня портфель заказов Компании обеспечивает объем работ на ближайшие 2,5 г. [1], что позволяет избирательно подходить к выбору новых проектов. Стратегия Компании предусматривает планомерное наращивание доли рынка. При этом рост объемов работ, выполняемых собственными силами, не должен существенно превышать темпы роста рынка, что позволит снизить риск простоя.

Рост общей выручки будет обеспечиваться сбалансированным распределением строительных работ между собственными мощностями и субподрядными организациями.

Рост портфеля заказов «Мостотреста» будет происходить за счет участия в крупных комплексных проектах (в основном, в секторе строительства автодорог), на которые может претендовать ограниченный круг строительных компаний.

Компания будет стремиться к поддержанию выплат дивидендов акционерам на привлекательном уровне.

Немаловажную роль будет играть доступ к рынкам капитала для финансирования проектов. «Мостотрест» является единственной публичной компанией отрасли инфраструктурного строительства на российском фондовом рынке, а также обладает репутацией надежного заемщика у крупнейших российских банков, что дает Компании определенные конкурентные преимущества при получении доступа к капиталу.

Новые приобретения. В дополнение к органическому росту и сотрудничеству с ведущими игроками отдельных бизнес-сегментов «Мостотрест» может рассматривать в будущем возможность приобретения акций и долей участия в иных компаниях, если это окажется эффективным.

«Мостотрест» намерен строго соблюдать свою стратегию будущих приобретений. Любое потенциальное приобретение будет оцениваться с учетом его экономической эффективности по сравнению с органическим развитием, его стратегического влияния на текущую деятельность Компании и возможности установления операционного контроля и удовлетворения требований по уровню доходности капиталовложений.

На данный момент Компания «Мостотрест» рассматривает возможности увеличения долей в своих дочерних компаниях с целью консолидации прибыли эффективных быстрорастущих бизнесов.

Фундамент успешного развития. Полный набор компетенции и растущий бэклог, серьезная инженерная составляющая бизнеса, высококвалифицированные инженерные и рабочие кадры, эффективное сочетание собственных производственных мощностей с экспертизой генподряда предоставляет Компании дополнительные возможности по доступу к рынкам капитала.

Репутация надежного подрядчика, сдающего все объекты качественно и в срок на протяжении более 85 лет, партнерство с крупнейшими иностранными игроками дают «Мостотресту» неоспоримые конкурентные преимущества при участии как в торгах по строительству инфраструктуры, так и в конкурсах государственно-частного партнерства.

Потенциал рынка строительства транспортной инфраструктуры велик, а бизнес-платформа «Мостотреста» позволяет гибко реагировать на спрос: оказывать заказчикам и пользователям объектов транспортной инфраструктуры полный спектр услуг от проектирования объектов до их содержания и эксплуатации, а также инвестировать в развитие российской транспортной инфраструктуры, пополняя свой бэклог стратегически важными проектами государственно-частного партнерства, включая концессии.

Развитие и укрепление позиций в основных и смежных сегментах бизнеса

Строительство

«Мостотрест» обладает опытом строительства всех типов объектов транспортной инфраструктуры: искусственных сооружений, автодорожных, железнодорожных, аэропортовых, портовых объектов. Компания имеет возможность гибко реагировать на предложения рынка, развивая и укрепляя те сегменты, которые будут приоритетны для государства.

Основной объем выручки «Мостотрест» планирует получать от реализации проектов в сфере строительства дорог и искусственных сооружений, учитывая преимущественное финансирование этого сегмента в настоящее время. В случае направления государственных инвестиций в развитие других сегментов строительства транспортной инфраструктуры, Компания готова диверсифицировать источники доходов путем участия в предлагаемых рынком новых проектах.

Учитывая свое лидерство на рынке и другие конкурентные преимущества, «Мостотрест» будет с осторожностью подходить к выбору проектов, участвуя в строительстве исключительно тех объектов, где понятны риски, привлекателен уровень доходности, интересен регион.

Оказание сервисных услуг, участие в долгосрочных инвестиционных контрактах

В настоящее время предметом самых крупных конкурсов в России являются долгосрочные инвестиционные контракты. Особенностями таких конкурсов являются повышенные требования к их участникам.

Дополнительными конкурентными преимуществами для участников торгов являются наличие проектных мощностей, позволяющих строительной организации участвовать в разработке проектной документации, а также наличие собственных мощностей, позволяющих осуществлять долгосрочное содержание и ремонт объекта после его сдачи в эксплуатацию.

В течение последних трех лет Компания активно развивала следующие направления:

проектирование строительных объектов;

подготовка территории к строительству;

ремонт и содержание дорог, оперирование платными участками дорог (сегмент «Сервис»).

Собственная экспертиза в смежных сегментах позволяет Компании участвовать в сложных, долгосрочных проектах, включающих не только стадию строительства, но и стадии подготовки к производству, оперирования и содержания, эффективно оценивая риски таких проектов на всех этапах жизненного цикла от стадии подачи предложения на конкурс до окончания срока эксплуатации объекта.

В группу «Мостотрест» входят специализированные компании, обладающие соответствующим набором компетенций. В частности, к таким компаниям можно отнести первого коммерческого оператора платных дорог в России, а также компанию, специализирующуюся на комплексном содержании и ремонте транспортной инфраструктуры.

Наличие вышеперечисленных экспертиз дает Компании существенные конкурентные преимущества при участии в торгах на долгосрочные инвестиционные контракты, а также позволяет контролировать собственными силами долгосрочную стадию эксплуатации объекта, избегая рисков, связанных с субподрядчиками.

В ближайшие два года «Мостотрест» планирует планомерно наращивать объемы сервисного бизнеса, основным преимуществом которого являются стабильные денежные потоки с привлекательным уровнем рентабельности.

Дорожная концессия

Приобретение в 2012 г. доли в концессионном бизнесе позволит Компании диверсифицировать денежные потоки, получая стабильный высокорентабельный доход на стадии оперирования концессией.

Опыт концессионной деятельности, а также партнерство в этой сфере с сильным иностранным игроком может особенно пригодиться Компании в случае активного развития концессионных проектов в сфере строительства транспортной инфраструктуры в России.



      1. Рассчитано на базе бэклога и выручки на конец и за 2016 г.