english

Вдоль по Питерской

17/12/15  

РБК+, 17 декабря 2015 г.
Особенность трассы М-11 в том, что каждый ее участок выполняет локальную задачу, облегчая жизнь местным жителям и грузоперевозчикам. На данный момент построено и запущено в эксплуатацию две части дороги. Первая - это 72-километровый обход Вышнего Волочка (258-334 км трассы). Его строила компания «Мостотрест». Возведены 54 искусственных сооружения, включая 40 путепроводов, 14 мостов и 2 развязки. Почти год дорога работала бесплатно, но с 21 сентября она перешла в платный режим.

Эффект от запуска дороги был виден практически сразу. Во-первых, разгрузились улицы Вышнего Волочка, через который ранее проходил трафик более 30 тыс. автомобилей в сутки, большая часть которых - грузовики и фуры. В результате улучшилась городская экология. Водители и грузоперевозчики, конечно, восприняли ввод платы настороженно, поэтому сначала часть транспорта вернулось на бесплатную дорогу. Так проходит стандартный период привыкания: по опыту «Автодора», 25–30% пользователей сначала возвращаются на бесплатную альтернативу, но спустя некоторое время начинают снова пользоваться более удобной платной магистралью.

«У нас были опасения, так как мы до последнего момента не знали, какой будет стоимость проезда, загруженность и пропускная способность участка, - признается руководитель транспортной службы логистической компании ПЭК Игорь Алексашов. - Сейчас они позади. Плата за проезд для большегрузных автомобилей составляет 950 руб., но траты компенсируются сокращением времени в пути - стабильно на два-три часа».

Второй участок - 15-58 км, от МКАД до Солнечногорска, его строила Северо-Западная концессионная компания. Эта дорога разгружает две соседние магистрали - М-10 в районе Химок (наиболее перегруженная ее часть) и Дмитровское шоссе (уводя часть потока на Долгопрудный). Кроме того, с ее запуском у москвичей появилась возможность быстро добраться до аэропорта Шереметьево. Бусиновская развязка построена с расчетом на то, что поток транспорта с М-11 будет выводиться на перспективные Северо-Западную хорду (по ней можно будет доехать до Сколкова) и Северо-Восточную хорду (выведет к будущей платной дороге Москва - Казань). «Движение до Солнечногорска порой занимало от часа до двух с половиной, теперь же этот участок дороги можно пройти за 15-25 минут, - говорит начальник отдела логистических операций компании DPD в России Дмитрий Воеводин. - объездной участок в районе Вышнего Волочка позволил сократить транзитное время на один-два часа. Удается сэкономить не только значительное время, но и топливо, так как движение по прямой с постоянной скоростью всегда экономичнее».

Год назад участок 15-58-й км пустили в эксплуатацию, а с 23 ноября перевели в платный режим. Объявленные тарифы, конечно, слегка напугали москвичей: максимальная цена до Шереметьева в час пик - 250 руб., до Солнечногорска - 500 руб. В первый день порядка 50% трафика вернулось на бесплатные дороги, однако, начиная с третьего дня платной эксплуатации, водители стали возвращаться на М-11 - система скидок для постоянных пользователей позволяет сэкономить в среднем до 50% стоимости проезда.

Работа идет

После 15-58 км следует участок от Солнечногорска до Твери (58-149 км). Первый конкурс по нему был признан несостоявшимся: ни одна компания не заявилась в качестве участника. «Автодор» сейчас пересматривает финансовые условия, после чего будет объявлен новый тендер. Следующий участок - 149-208-й км, северный обход Твери. Он будет построен после 2020 года, вместо него будет использоваться часть бесплатной трассы М-10. «Существующий южный обход короче, чем перспективный северный, и удобнее», - говорит глава «Автодора» Сергей Кельбах.

В остальных местах уже идет активное строительство. Так, обходом Торжка (208-258 км) в Тверской области занимается компания «Мостотрест». Здесь появятся 4 моста, 20 путепроводов (часть из них уже построены) и 3 транспортные развязки.

После обхода Вышнего Волочка расположен самый длинный на трассе М-11 217-тикилометровый участок (334-543 км), который будет проложен в обход сразу трех крупных населенных пунктов - Бологого, Угловки и Окуловки, а также Валдайского национального парка. Этот участок тоже строит «Мостотрест». Здесь появятся 44 моста (включая самый длинный на трассе 730-тиметровый), 63 путепровода и 6 развязок. Последний 138-километровый участок (543-684 км) обходит города Чудово и Тосно, после чего вплотную подходит к Санкт-Петербургу. Дорогу строит компания «Магистраль двух столиц». На этом участке появятся 52 моста и путепровода, 3 развязки и тоннель.

Ожидания от дороги

Грузоперевозчики говорят, что с нетерпением ждут запуска всей трассы целиком. «Решение о запуске подобных участков дороги - правильное и нужное, - говорит Дмитрий Воеводин. - Для транспортных компаний это существенный плюс». «Основной выгодой для автоперевозчика является экономия времени и топлива, которая может достигать 10%», - добавляет руководитель направления Fresh компании FM Logistic Александр Дьяконов. Руководитель транспортной службы логистической компании ПЭК Игорь Алексашов отмечает, что благодаря вводу в эксплуатацию всей трассы компании могут рассчитывать на рост оборачиваемости транспорта и снижении нагрузки на водительский состав. «Если снижение затрат на топливо и фонд оплаты труда компенсирует стоимость проезда, мы с удовольствием поделимся выгодой с нашими клиентами», - отмечает он.


Технические характеристики будущей трассы М11

Общая протяженность к 2018 году: 669 км
Где пройдет трасса: Московская, Тверская, Новгородская и Ленинградская области
Категория автодороги: 1А (автомагистраль, расчетная скорость до 150 км/ч)
Расчетное время проезда: 5,5–6 ч
Количество полос движения: 4–10 (в зависимости от участка)
Количество транспортных развязок: 36
Расчетная пропускная способность: 56 тыс. автомобилей в сутки


На каких условиях строят трассу М-11

Классическая концессия direct toll применяется на участке трассы 15-58 км: Северо-Западная концессионная компания получила от «Автодора» уже готовую к стройке площадку, освобожденную от обременений, с проведенными землеустроительными работами, с вынесенными сетями. Собранную плату за проезд компания оставляет у себя, чтобы компенсировать расходы на строительство. На участке перед Санкт-Петербургом применяется концессия availabity payment (плата за доступность): собранные с пользователей деньги поступают «Автодору», который при этом жестко регулирует тарифы. Такая форма применяется в тех местах, где ожидания от трафика невелики, а концессионер получает фиксированную выплату от государства. На остальных участках М-11 применяются долгосрочные инвестиционные соглашения (ДИС). В этом случае инвестор занимается освобождением и подготовкой земель самостоятельно, что позволяет сократить сроки реализации проекта «на земле», поскольку приступать к работам можно раньше, по мере освобождения и подготовки территорий.