english

На финишной прямой находится строительство дороги М-11

27/11/17  

Транспорт России, 27 ноября 2017 г.
Новая скоростная автодорога М-11 Москва - Санкт-Петербург протяженностью 669 км соединит кольцевые двух столиц. Необходимость ее строительства объясняется тем, что существующая федеральная автомобильная дорога М-10 "Россия" исчерпала возможности в пропускной способности на многих участках. Новая магистраль идет в обход всех населенных пунктов, избавляя их от транзитного транспорта. Благодаря чему существенно снижается уровень ДТП и улучшается экология. М-11 пролегает по территории Центрального и Северо-Западного федеральных округов и окажет положительное воздействие на экономику регионов, уверены эксперты. Строительство осуществляется по этапам, каждый из них - самостоятельный инвестиционный и строительный проект.

Что уже построено

Первым - в ноябре 2014 года - был открыт для движения участок км 258 - км 334 в Тверской области в обход Вышнего Волочка (пятый этап). С августа текущего года скоростной режим на этом 76-километровом участке был повышен до 130 км в час. Предварительно дорога была оснащена элементами ИТС, которые позволяют существенно повысить безопасность движения по ней. Ввод участка в эксплуатацию позволил решить многолетнюю проблему Вышнего Волочка: узкие улицы создавали массу проблем как местным жителям, так и грузовому транзитному транспорту. В настоящее время магистраль имеет четыре полосы движения, а в будущем запланировано расширение до шести. Проект был реализован на основе долгосрочного инвестиционного соглашения (ДИС), в рамках которого исполнитель - ОАО "Мостотрест" (сейчас ПАО "Мостотрест") - вложил в проект часть собственных средств и в настоящее время занимается обслуживанием и ремонтом трассы. Общая стоимость проекта - 46,5 млрд руб., инвестиции со стороны исполнителя - 5,2 млрд руб.

Следующим по времени был открыт для движения головной участок магистрали км 15 - км 58 в обход Химок - в декабре 2014 года. На участке протяженностью 43 км в Химкинском и Солнечногорском районах Московской области были построены две транспортные развязки, 39 мостов и путепроводов, в том числе трехпролетный мост через канал имени Москвы, три подземных перехода, путепровод через железную дорогу, пять экодуков. Новая дорога разгрузила Химки, а такси сейчас "летают" до Шереметьево, а не стоят в пробках, нервируя опаздывающих пассажиров. Проезд по участку платный, размер платы устанавливает концессионер - ООО "Северо-Западная концессионная компания". Частный инвестор вложил средства в строительство, а возвращает их, получая плату за проезд автомобилей. Общая стоимость реализации проекта - более 60 млрд руб. Срок действия соглашения - 31 год, после чего дорога возвращается под управление государства. Оператором участка выступило ООО "Объединенные системы сбора платы". Дорога оснащена элементами ИТС, которые дают возможность в режиме реального времени получать информацию обо всех аспектах деятельности платной магистрали.

Близки к готовности

В активной фазе находятся еще два этапа М-11. За их строительство, содержание, ремонт, капремонт и эксплуатацию на платной основе также отвечает ПАО "Мостотрест". Участок км 208 - км 258 (четвертый этап) проходит по территории Тверской области в обход Торжка и существенно укорачивает существующий путь Тверь - Вышний Волочек. Стоимость проекта - 30,88 млрд руб. Проект предусматривает строительство четырех мостов и 22 путепроводов. На участке уже кое-где уложен асфальт, ведется установка центрального отбойного ограждения, шумозащитных экранов, консолей для АСУДД. "Узким" местом пока остается переустройство инженерных коммуникаций и, в частности, магистрального газопровода "СРТО - Торжок".

Участок км 334 - км 543 (шестой этап) пролегает по территории Тверской и Новгородской областей в обход населенных пунктов Бологое, Угловка и Окуловка. Стоимость контракта - 144,6 млрд руб. В 2017 году завершены земляные работы, близка к завершению укладка верхнего слоя. На 80 км уже нанесена разметка. До конца 2017 года по участку будет открыто рабочее движение.

Шестой этап оказался самым сложным из-за болотистых грунтов: в некоторых местах дорожникам приходилось полностью их заменять и возводить многокилометровые насыпи либо же устраивать свайные поля. Общая протяженность таких полей на наиболее заболоченных участках составляет около 3,3 км. В Тверской области вбиты 13 тысяч свай, в Новгородской - 20 тысяч. Также на этом участке находится один из самых крупных мостов дороги - мост через реку Волхов протяженностью 741,7 м. Общий вес смонтированных металлоконструкций на нем превышает 5 тысяч тонн. Всего же на участке будут возведены 107 мостовых сооружений, в том числе 63 путепровода. Трассировка участка учитывала наличие в регионе особо охраняемых природных территорий, таких как Валдайский национальный парк (строители обошли его с севера), а также зон карстовых разломов. Кроме того, он проходит по местам боев Великой Отечественной войны. За время стройки найдено и обезврежено более 300 взрывоопасных предметов, подняты останки бойцов Красной армии. На этом участке проводились и археологические работы. Оба эти этапа будут введены в эксплуатацию в 2018 году.

Сдача - в 2018 году

В 2018 году планируется завершение строительства самого протяженного участка км 543 - км 684 (седьмой и восьмой этапы). Седьмой лот идет от деревни Мясной Бор до автомобильной дороги Кировск - Гатчина (км 543 - км 646), здесь будет четыре полосы движения. Восьмой - от 646 км до развязки с КАД (шесть полос). Дорога протяженностью 138 км пройдет в Новгородском и Чудовском районах Новгородской области и Тосненском районе Ленинградской области. Она огибает города Чудово и Тосно и заканчивается в Санкт-Петербурге, на Кольцевой автодороге, в районе аэропорта Пулково. Концессионное соглашение о финансировании, строительстве и эксплуатации на платной основе подписано с ООО "Магистраль двух столиц" (в который входят ВТБ и французская компания Vinci) в ноябре 2014 года. Генподрядчик - "Идж Ичташ Асталди Иджа Иншаат Ширкети" (ICA).

В дорожный сезон 2017 года на площадке работали порядка двух тысяч человек, были задействованы 600 единиц техники. Работы ведутся практически на всех участках круглосуточно, к стройке привлечены около 30 субподрядных организаций, в основном из Петербурга и Ленобласти. Впечатляет и количество будущих искусственных сооружений - их построят 48, в том числе мосты и путепроводы. Порядка 30 сооружений уже в работе, в том числе три транспортные развязки в местах пересечения с трассой М-10 "Россия", с трассой А-120 и с КАД Петербурга. Трудности в Новгородской области также связаны с небольшим количеством подъездов к строящейся трассе и с болотистой местностью, где приходится замещать грунты. В состав дороги войдет один тоннель. Он строится под железной дорогой Варшавского направления в районе "Экспо-форума", работы идут без остановки движения поездов. В 2017 году асфальтные работы велись на протяжении 40 километров, основной объем работ - почти 100 километров - запланирован уже на следующий год.

На данный момент в меньшей степени готовности пока находится участок км 58 - км 149 (первый и второй этапы). Он проходит в Солнечногорском и Клинском районах Московской области в обход районных центров, а также в Конаковском и Калининском районах Тверской области. Здесь готовность на разных участках разная, и предстоит еще большой объем работ. Объясняется это тем, что инвестиционный конкурс на право заключения ДИС был проведен только в июле 2016 года. Победителем конкурса на строительство, содержание, ремонт, капитальный ремонт и эксплуатацию на платной основе этого участка признано ООО "Трансстроймеханизация" (дочерняя компании Мостотреста). Стоимость контракта - 74,5 млрд руб., срок действия соглашения - до конца 2038 года. Сначала дорога будет иметь четыре полосы, затем их количество увеличится до восьми. Работы на этом участке будут завершены в 2018 году.

Реализация строительства участка км 149 - км 208 (третий этап) в обход Твери выходит за рамки программы деятельности государственной компании "Автодор" на долгосрочный период 2010 - 2020 гг. В настоящее время реализуется проект реконструкции автодороги М-10 "Россия" в обход Твери, что должно привести к значительному увеличению пропускной способности трассы в Тверской области. В связи с проведением работ, направленных на развитие трассы М-10 в Тверской области, строительство автомобильной дороги М-11 Москва - Санкт-Петербург на участке км 149 - км 208 до 2020 года нецелесообразно.