25/02/10
Четвертое кольцо начали с Энтузиастов
Четвертое кольцо начали с Энтузиастов

Крупнейшая внеуличная трасса свяжет районы Москвы

В конце прошлого года был введен в строй первый пусковой комплекс Четвертого транспортного кольца. Участок открылся небольшой — от шоссе Энтузиастов до Измайловского шоссе, в масштабах города улучшения транспортной погоды не сделал. А вот на юго-востоке результат ощутим. «Отрезок от шоссе Энтузиастов до Открытого шоссе существенно разгрузит юго-восточное направление Москвы, улучшая экологию в целом по городу», — уверен главный инженер НИиПИ Генплана Москвы Михаил Крестмейн.

Этот отрезок имеет большое значение в новейшей истории города: он положил начало строительству жизненно необходимой Москве магистрали.

Четвертое транспортное, как и следует из его названия, дополнит уже имеющиеся три кольцевые артерии: Садовое, Третье кольцо и МКАД. (Бульварное кольцо специалисты в расчет не принимают). Однако и функционально, и технически (этим, кстати, во многом объясняется якобы завышенная цена строительства) трасса будет существенно от них отличаться. Во-первых, ЧТК будет во многом состоять из искусственных сооружений, поясняет Игорь Бахирев, руководитель НПО «Транспорта и связи» НИиПИ Генплана. Это определяется тем, что другого способа строительства дороги такого класса в условиях мегаполиса нет. Четвертое кольцо — это не обычная улица, говорят в институте, и потому она требует особого отношения.

Поправьте нормы, пожалуйста

До настоящего времени в Москве нет четкой дифференциации между городскими улицами, функционирование которых связано с обслуживанием прилегающих территорий, и магистралями, которые выполняют роль городских «автобанов». Дороги первой категории имеют большое количество въездов-выездов, несут транспортные потоки местного значения. В результате на них снижается пропускная способность, и дорога не может выполнять функцию скоростной магистрали. Примером такого «смешения стилей» можно считать МКАД. Окружная была задумана как загородная объездная автодорога, потом, по мере разрастания столицы и увеличения количества автомобилей, она стала нести функцию внутригородской, вдоль нее появились торговые объекты, логистические центры, производственные комплексы, множество въездов и выездов. В результате там, где на МКАД вливаются потоки с прилегающих территорий, происходят заторы.

При проектировании ЧТК специалисты учли «ошибки прошлого». Магистраль станет внеуличной, предназначенной для распределения транспортных потоков. А значит, жители окрестных улиц будут использовать новую дорогу для дальних (в масштабах города) поездок. Для того же, чтобы перемещаться внутри района — от дома до дома или до магазина, в составе поперечного профиля обслуживания магистрали должны быть предусмотрены дополнительные связки — улицы.

Круговая навигация

Что же будет представлять из себя внеуличная трасса? Помимо эстакад ЧТК предполагает строительство как минимум трех тоннелей, два из которых пройдет под Москвой-рекой — в Коломенском и под парком Фили. Еще один, под Лосиным Островом, будет менее глубоким. Причем для их сооружения будет закуплен новый уникальный по размерам проходческий щит, диаметр которого позволит разместить в подземной трассе по четыре полосы движения в каждом направлении (существующий щит, с помощью которого в Москве были проложены Лефортовский и Серебряноборский тоннели, позволяет организовать движение только по трем полосам). Схема размещения Четвертого кольца такова: после завершения строительства участка до Волгоградского проспекта магистраль дойдет до Коломенского, где тоннелем под парком выйдет к одноименному проезду, далее через уже существующую развязку между Каширским и Варшавским шоссе. Затем по проекту кольцо выходит на Нахимовский проспект, за ним на Балаклавский, далее на Ломоносовский и на Минскую улицу. И вот тут возникает проблема, рассказывает г-н Бахирев. Она связана с существующими дорогами, где устроены въезды-выезды во дворы, подъезды к магазинам. Строительство кольца, естественно, потребует новых решений. «Согласно проекту, — рассказывает г-н Бахирев, — реконструкция этого участка пока не предусмотрена. Этим предполагается заняться после того, как остальная часть ЧТК будет сооружена».

В другую сторону от шоссе Энтузиастов трасса пойдет вдоль Малого кольца железной дороги — до Дмитровского шоссе и далее на северо-запад. Строительство будет вестись разными способами: под Лосиным Островом будет построен подземный тоннель, появится ряд эстакадных участков. На некоторых отрезках кольцо пройдет с одной стороны железной дороги, на некоторых — с обеих сторон. В районе улицы Народного Ополчения дорога отклонится от железной дороги, далее тоннелем пройдет под Филевским парком и выйдет на Минскую улицу, замкнув кольцо. Сколько потребуется времени на реализацию столь масштабного проекта, пока до конца неизвестно. В Институте Генплана говорят, что на сегодняшний день разработаны предпроектные предложения, но пока проект заморожен: по плану, скорректированному с учетом существующей финансовой ситуации, строители смогут взяться за объект только через несколько лет. Естественно, проект необходимо будет актуализировать.

Четвертое и последнее

После окончания работ на Четвертом кольце, в пределах существующих административных границ города кольцевых магистралей больше строиться не будет. И вовсе не из-за недостатка места. «Создание новых колец уже не даст разгрузки дорожной сети, — поясняет г-н Бахирев. — Существующие Садовое, Третье, МКАД и будущее Четвертое закрывают все зоны для распределения транспортных потоков». Но при этом в помощь им будут созданы два хордовых направления — Северная и Южная рокады. Наличие хорд было предусмотрено еще в Генплане 1971 года, правда, тогда были запланированы четыре транспортных коридора.

Южная рокада будет проложена от Рублевское шоссе на западе до Капотни на юго-востоке. Северная — от входа в город новой трассы Санкт-Петербург — Москва на северо-западе до будущей магистрали Москва — Ногинск на востоке. На ее пути предусмотрено строительство тоннеля под Борисовскими прудами. Участок от Варшавского шоссе до Борисовских прудов уже спроектирован, а от Каширского шоссе до Капотни и дальше к МКАДу — пока нет. Вопросов добавляет и жилой район Братеево, стоящий на пути прохождения трассы. Естественно, жители обеспокоены тем, что через их район планируется строительство мощной автомагистрали. В частности, когда проходили общественные слушания по проекту Генплана, жители озвучили ряд замечаний. Их предстоит учесть при окончательном утверждении проекта. «Для этого мы должны проработать все возможные варианты, показать их горожанам, — говорит И. Бахирев. — Поиск компромиссов — это нормальное явление и нормальная работа проектной организации». Примером конструктивного диалога жителей и властей в НИиПИ Генплана считают участок ТТК в Лефортове, когда общественность совершенно справедливо встала на защиту сохранения парковой зоны. В результате зеленый массив был сохранен, а трасса прошла в подземном тоннеле.

Рокады будут сильно отличаться одна от другой, в том числе функциональным назначением. К Южной рокаде не примыкают федеральные магистрали, и транспортный поток там ожидается меньше, чем на севере, а значит, и сама трасса будет иметь более «мягкие» параметры. Северная рокада более мощная — внеуличная (автобан). Она будет проходить вдоль Октябрьской железной дороги, затем в виде тоннелей и эстакад по срединной части города — в районе улицы Академика Королева. После этого через тоннель под Преображенской площадью подойдет к шоссе Энтузиастов и, пройдя через Кожухово, подхватится новой магистралью Москва — Ногинск.

Прокладка Северной рокады не причинит особых неудобств живущим поблизости москвичам. Еще Генпланом 1971 года был предусмотрен специально для нее широкий коридор, и жилая застройка расположена на достаточном удалении от него. В любом случае, конкретные вопросы, связанные с сооружением автомагистрали, будут решаться отдельно, в том числе с участием жителей.

30 декабря 2009 года открылось движение на вспомогательном участке будущего ЧТК — от шоссе Энтузиастов до Измайловского шоссе. Всего 5,5 км обновленных дорог. Теперь по Гаражной улице автомобилисты могут попасть на проспект Буденного, не выезжая на шоссе Энтузиастов, что его уже значительно разгрузило. Есть две перемычки между шоссе Энтузиастов и Щелковским шоссе. С внешней стороны железной дороги перемычку образуют Электродный проезд, 2-я улица Измайловского зверинца и 890-й Проектируемый проезд, а с внутренней — Окружной проезд и улица Уткина. Обе связки имеют соединение по эстакаде в районе 8-й улицы Соколиной Горы.

Капитально отремонтирован Электродный проезд, 2-я улица Измайловского зверинца, части Гаражной улицы, часть улицы Уткина, Окружной проезд от 5-й до 8-й улицы Соколиной Горы, эстакада над Московской кольцевой железной дорогой.

Ольга Сторожко

«Московская перспектива», 25.02.2010

Назад к новостям